АТЭ

ОАО «БАТЭ» является специализированным производителем стартеров и генераторов как для легковых автомобилей, так и для крупногабаритной техники (грузовые автомобили, тракторы, автобусы).
На протяжении многих лет своей деятельности коллектив предприятия постоянно решает задачи по решению основных задач по созданию новой продукции:
— обеспечение конкурентоспособности выпускаемой продукции с учетом максимальной адаптации к требованиям мирового рынка и запросам потребителей;
— уменьшение доли затрат на энергоресурсы, сырье и материалы в себестоимости и повышения конкурентоспособности изделий на основе проведения комплекса работ по техническому перевооружению и модернизации производства, совершенствованию системы управления.
В настоящее время в автомобильной промышленности ведутся работы по обновлению модельного ряда автомобильной техники с учетом обеспечения требований экологических стандартов Евро-4 и Евро-5. Данный переход осуществляется на качественно новой основе с широким применением современных систем автомобильной электроники, компонентов и устройств обеспечения пассивной и активной безопасности, светотехники, бортовых систем контроля и диагностики, навигационных систем, усовершенствованных узлов трансмиссий с улучшенными показателями по надежности и шуму. В связи с ростом энергопотребления систем автомобиля должны быть реализованы новые решения, обеспечивающие баланс электроэнергии во всех режимах работы автомобиля. Данные требования выполняются только при использовании генераторов, обладающих повышенной токоотдачей при минимальных массо-габаритных показателях. Для легковых автомобилей, где в настоящее время используются генераторы на 14 В с токоотдачей 90 А, ведутся работы по увеличения токоотдачи до 115 А и в перспективе до 150 А.
Новизна разработки конструкции стартеров состоит в том, что с целью повышения надежности и долговечности, в стартере применены инновационные решения позволяющие исключить вторую опору вала привода, а также применить запатентованное втягивающее реле.
Консольное исполнение крышки со стороны привода представляет собой конструкцию, в которой опора вала привода стартера перенесена в сторону электродвигателя стартера, относительно шестерни привода. Опорой вала в данной конструкции является подшипник качения с уплотнением относительно внешней среды (в классической компоновке подшипник скольжения), что приводит к минимизации возможности попадания продуктов износа сцепления и других инородных включений в полость крышки со стороны привода и электродвигатель стартера, в процессе его работы в составе ДВС, и в свою очередь улучшает эксплуатационные свойства узла.
Крышка стартера консольной компоновки изготавливается из алюминиевого сплава (при использовании классической компоновки — чугун) что положительно влияет на массогабаритные характеристики стартера, а также исключает необходимость закупать чугунные отливки и позволяет использовать отливки из алюминиевого сплава, изготовленные в условиях литейного производства ОАО «БАТЭ» — управляющая компания холдинга «Автокомпоненты».
Применение втягивающего реле измененной конструкции (патент РБ №17393), позволит увеличить надежность работы стартера в условиях эксплуатации за счет снижения влияния динамических нагрузок на венец маховика двигателя, возникающих при включении стартера, а также улучшенной эффективности разрыва силовых контактов в момент отключения стартера.

ОСВОЕНИЕ СТАРТЕРОВ

Применение дизелей для автомобилей потребовало значительного возрастания мощности системы пуска. В связи с этим развернулись работы по дальнейшему увеличению емкости, повышения срока службы и улучшению характеристик аккумуляторных батарей. В настоящее время мощность стартеров большегрузных автомобилей равна 10-15 кВт, а емкость аккумуляторных батарей — 200-240 Ач.
В связи с этим на ОАО «БАТЭ» — управляющая компания холдинга «Автокомпоненты» определены два основных направления деятельности в области разработки и внедрения инновационных изделий:
1. Разработка и освоение производства модельного ряда стартеров консольного типа с планетарным редуктором, для запуска двигателей различных модификаций.
2. Разработка и освоение производства модельного ряда генераторов повышенной мощности для комплектации двигателей различных модификаций.
В рамках направления «Разработка и освоение производства модельного ряда стартеров консольного типа с планетарным редуктором, для запуска двигателей различных модификаций» планируются работы по двум основным модификациям изделий:
— стартеры консольного типа для запуска дизельных двигателей различных модификаций применяемых для комплектации грузового автотранспорта, тракторов, спецтехники;
— стартеры консольного типа для запуска бензиновых двигателей различных модификаций применяемых для комплектации легкового и коммерческого автотранспорта.
Стартер консольного типа? предназначеннный для запуска дизельных двигателей различных модификаций? представляет собой электродвигатель постоянного тока с электромагнитным реле плавного включения и дополнительным реле, планетарным редуктором и муфтой свободного хода, кратковременного режима работы с длительностью периода непрерывной работы до 20с, питающийся от аккумуляторной батареи 190 А•ч.
Номинальные параметры стартера будут соответствовать указанным в таблице 3.1 при использовании аккумуляторной батареи емкостью 190 А•ч.
Стартер соответствует требованиям технического регламента таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011).
Разработка данного вида продукции обоснована отсутствием производства данного продукта на территории РБ и РФ, а также заинтересованностью потребителей:

ОСВОЕНИЕ ГЕНЕРАТОРОВ

В рамках направления «Разработка и освоение производства модельного ряда генераторов повышенной мощности для комплектации двигателей различных модификаций» планируется разработка генераторов повышенной мощности для комплектации автомобилей МАЗ, КАМАЗ, УРАЛ, ГАЗ, УАЗ, тракторов МТЗ, спецтехники и т.д.
Исходя из вышеизложенного, перспективным направлением является разработка и освоение генераторов повышенной мощности для комплектации широкого ряда автомобилей, тракторов и спецтехники с входными параметрами 14В/28В, 140…200А.
Генератор представляет собой электрическую машину переменного тока со встроенным выпрямительным ограничительным блоком и многофункциональным регулятором напряжения, предназначенный для работы в качестве источника электрической энергии параллельно с аккумуляторной батареей в системе электрооборудования автомобилей.
Генератор соответствует требованиям технического регламента таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011).
Разработка данного вида продукции обоснована улучшением потребительских свойств продукта, отсутствием производства данного продукта на территории РБ, а также заинтересованностью потребителей:
Генератор соответствует требованиям технического регламента таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), а также свеем необходимым требованиям ГОСТ Р.
Основной предполагаемой проблемой в освоении стартеров консольного типа различных модификаций и генераторов повышенной мощности, может являться недостаточное количество имеющегося в наличии оборудования для механической обработки алюминиевого литья, применяемого в конструкции всех вышеуказанных изделий.